Многим Пьер Булез известен как экспериментатор в музыке. Если не создателем додекафонии, то "революционером" его смело можно назвать. Додекафония (древнегр. dodecaphonia - двенадцатизвучие), или композиция на основе 12 соотнесенных между собой тонов, или серийная музыка - метод музыкальной композиции, разработанный представителями так называемой "нововенской школы" (Арнольд Шенберг, Антон Веберн, Альбан Берг) в начале 1920-х гг. Пьер Булез 1925 года рождения. Французский композитор и дирижер. В 1942-45 учился в Парижской консерватории у Мессиана, от которого унаследовал особый интерес к проблемам ритма и инструментального колорита, к внеевропейским музыкальным культурам, а также к идее формы, составленной из отдельных фрагментов и не предполагающей последовательного развития. В 1945-46 изучал серийную технику под руководством Лейбовица. Произведения Булеза середины и 2-й половины 1940-х - Сонатина для флейты и фортепиано, 1-я и 2-я сонаты для ф-но, кантаты «Свадебный лик» и «Солнце вод» (обе - на сюрреалистические стихи Рене Шара), Книга для квартета - создавались под совместным влиянием обоих учителей; яркая индивидуальность Булеза проявилась прежде всего в беспокойном характере музыки, в ее нервно-разорванной фактуре и обилии резких динамических и темповых контрастов. Булез довольно рано отошел от ортодоксальной додекафонии, которой его обучал Лейбовиц, и занялся экспериментами по серийной организации ритма, динамики, артикуляции. Их итогом стала первая тетрадь «Структур» для 2 ф-но. К этому времени Булез вместе со Штокхаузеном уверенно возглавил молодое авангардное направление в европейской музыке; с 1955 он вел курсы в Дармштадте, преподавал в Базеле, Париже и др. центрах, ориентируя своих учеников и последователей в направлении тотального сериализма, «открытой формы», других новейших приемов и методов композиции. У Булеза в разное время учились композиторы Трамбле, Марьетан, Рэндс, Ричард Р. Беннетт, Г. У. Леман, Элуа, Холлигер, Табачник и др. В 1954 появился «Молоток без мастера» - девятичастный цикл для контральто, альтовой флейты, ксилоримбы, вибрафона, ударных, гитары и альта на слова Шара. В «Молотке» нет серий в привычном смысле; вместе с тем вся совокупность параметров звучащей ткани произведения определяется идеей сериальности, отрицающей любые традиционные формы регулярности и развития и утверждающей самоценность отдельных мгновений и точек музыкального времени-пространства. Уникальная тембровая атмосфера цикла определяется сочетанием низкого женского голоса и инструментов близкого к нему (альтового) регистра. В некоторых местах возникают экзотические эффекты, напоминающие звучание индонезийского гамелана, японского кото и др. «Молоток» остался в истории как одна из самых изысканных, эстетически бескомпромиссных, образцовых в своем роде партитур авангарда. С середины 1950-х Булез активизировал свою деятельность в качестве дирижера. Еще в 1946 он занял пост музыкального руководителя парижского театра Мариньи (Marigny), во главе которого стоял известный актер и режиссер Ж.-Л. Барро (Barrault). В 1954 под эгидой театра Б. учредил концертную организацию "Домен мюзикаль", которой руководил до 1967. В 1960-х начал выступать с ведущими симфоническими оркестрами Европы и США. В 1970-72 возглавлял Кливлендский оркестр, в 1971-74 - СО Би-Би-Си, в 1971-77 - Нью-Йоркский ФО. В обширном дирижерском репертуаре Булеза выделяются две основные области: французская музыка (Берлиоз, Дебюсси, Равель) и творчество классиков XX в. (Шёнберг и его ученики, Барток, Стравинский, Варез, Мессиан). Из музыки австро-немецкой классико-романтической традиции Булез чаще других исполняет произведения Вагнера (неоднократно дирижировал в Байройте, в т. ч. юбилейными спектаклями «Кольца нибелунга» [1976]) и Малера. Часто исполняет также собственную музыку и произведения близких по духу композиторов-современников. Сильнейшая сторона Булеза-дирижера - способность добиваться необычайно ясной и отчетливой артикуляции даже в самых сложных партитурах. В 1960-70-х продуктивность Булеза-композитора была относительно невысока. В творческом наследии Малларме он почерпнул идею «произведения, пребывающего в постоянном становлении» (англ. work in progress). На этой идее основаны три его крупных опуса конца 1950 - начала 1960-х: 3-я соната для ф-но., пятичастный цикл для сопрано с оркестром «Складка за складкой» и вторая тетрадь «Структур» для 2 ф-но. Соната и «Складка за складкой», а также некоторые более поздние партитуры (в т. ч. Eclat/Multiples, …explosante-fixe…) постоянно пересматриваются и редактируются композитором, т. к. принципиально не могут иметь завершения. Одно из немногих поздних произведений Булеза с заданной формой - торжественный оркестровый «Ритуал» памяти Мадерны. В 1975-92 Булез возглавлял основанный им Институт музыкальных и акустических исследований (IRCAM); в 1990-х в Париже был реализован другой масштабный проект Булеза - Город музыки (Cite de la musique). Как дирижер Булез продолжает выступать с лучшими оркестрами Европы и США (Парижским оркестром, Берлинским ФО, Чикагским СО, Кливлендским оркестром и др.) и с Международным ансамблем современной музыки (Ансамбль Энтерконтампорен). Главное произведение Булеза позднего периода - «Респонсорий» для инструментального ансамбля и звучаний, синтезированных на компьютере, созданном специалистами IRCAM. Источник: сайты http://www.practica.ru
|